Рассудок – это вещь, которая колеблется между правильным и неправильным. Но Разум (Inteleggens) – Интуиция – выше, это ясное видение Е.П. Блаватская (Т.Д., т.3) РОЛЬ ИНТУИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Дорогие друзья, размышляя над темой нашего конгресса: «Природа мысли, осознанное мышление», я пришла к выводу, что особое внимание надо обратить на интуицию, которая на сегодняшнем этапе развития человечества несомненно играет огромную роль, особенно учитывая тот факт, что сознание человечества стремительно меняется. Но беря во внимание последние события, происходящие в мире, ко всем мыслящим людям приходит понимание, что необходимо какое-то глобальное решение, которое когда-то приведёт к новому миропорядку и установит равновесие и гармонию между всеми народами и единицами сознания живых организмов. Для этого необходим какой-то инструмент, который поможет сонастроиться с желанием Высшей божественной жизни, которое всегда движется по пути эволюции и развития. И в данном случае интуиция вполне может стать таким инструментом. Поскольку интуиция в своей наивысшей точке известна как универсальная любовь, которая не имеет отношения к сантиментам или к привязанности, а является по природе своей преимущественно отождествлением со всеми существами, то именно через неё будет познаваться истинное сострадание, станет невозможным критицизм, и мы сможем увидеть только божественный зародыш, скрытый во всех формах. Интуиция – это сам Свет, и когда она проявляется, мир видится как Свет и постепенно становятся зримыми световые тела всех форм. Она приносит с собой способность соприкасаться со световым центром во всех формах, и так вновь устанавливается сущностное взаимоотношение, а чувство превосходства и обособления отступает на задний план. Своим проявлением она способствует развитию трёх очень важных качеств: просветлению, пониманию и любви, которые могут стать основой для создания правильных человеческих отношений на мировой арене, которые можно будет назвать одним словом – универсальностью или чувством универсального единства. В книге Алисы Бейли «От интеллекта к интуиции», сказано: «Низшие силы должны быть подчинены высшим, а высшие – Богу; её внешние силы – внутренним, а внутренние – уму; мысль – интуиции, а интуиция – воле, а все вместе – Единству. Интуиция всегда безошибочна, поскольку она представляет собой восприятие реальности непосредственно такой, как она есть, а не в форме представления или концепции, которое есть интеллектуальное восприятие. Интуиция бесполезна и недоступна без высокой степени разумности, поэтому интуитивных людей следует искать на ментальных уровнях. Чарльз Ледбитер пишет в книге «Учителя и путь»: «Не следует полагать, что человек, поднявшись до низшего подразделения мира интуиции, уже сразу полностью осознаёт своё единство со всем живущим. Это совершенство ощущения приходит только после многих усилий и трудов, тогда, когда человек достигает высшего подразделения этого царства единства. Вообще вступить на этот план — значит испытать огромное расширение сознания, осознать себя единым со многими другими; но ранее перед человеком открывается период усилий, саморазвития, аналогичный тому, через который мы проходим, когда посредством медитации мы стараемся раскрыть наше сознание на плане, непосредственно лежащем над нами. Шаг за шагом, подплан за подпланом, должен стремящийся завоевать свой путь; ведь даже и на этом уровне для достижения прогресса необходимы усилия». Недостаточно обладать абстрактным умом. Он полезен тем, что гарантирует способность стремящихся выстраивать антахкарану; тем не менее можно обладать хорошо развитым абстрактным сознанием и быть совершенно лишённым интуитивного восприятия. Интуиция – это скорее орган группового восприятия, которая поднимает личность до души. Интуиция всегда связана с групповой активностью, а не с личными мелкими делами, она не путь вскармливания личностных амбиций и не способ который позволит удовлетворить эгоистическое желание личностного роста. Интуиция – это синтетическое понимание, которое является прерогативой души, и она становится возможной только тогда, когда душа на своём собственном плане устремляется в двух направлениях: к монаде и к интегрированной, и возможно скоординированной и целостной личности. В книге «Беседы об оккультизме» в разговоре между учеником и мудрецом на вопрос ученика: «Как узнать, что ты получаешь информацию от внутреннего Я?», Елена Петровна Блаватская отвечает: «Необходимо развивать интуицию и оценивать содержание, исходя из истинных философских основ, ибо то, что противоречит всеобщим законам – неверно. Информация должна подвергаться глубокому, вдумчивому анализу, который даёт нам понять, что происходит от эгоизма, а что нет; если она порождается эгоизмом, то она исходит не от духа и не является истинной. Способность знать не возникает от книжного знания или чистой философии, но в основном от подлинной практики альтруизма в делах, словах и мыслях, ибо эта практика очищает покровы души и позволяет свету проникать в человеческий разум. Поскольку разум человека в состоянии бодрости является приемником, он должен быть очищен от чувственного восприятия, и наиболее правильный путь достижения этого лежит в сочетании философии с высочайшими внешними и внутренними добродетелями». Чтобы развить интуицию Елена Петровна говорит нам, что мы должны быть не только бескорыстными, но и выполнять все обязанности, налагаемые на нас кармой, и тогда интуиция будет указывать нам дорогу долга и правильный жизненный путь. Её слова подтверждает Мабель Коллинз в своей книге «Свет на Пути». Она пишет: «Благоговейное созерцание, прилежное выполнение нравственных обязанностей, благие мысли, добрые дела и приветливые слова, добрая воля относительно всего и полное забвение о себе – вот самые действительные средства для приобретения интуитивного познания и подготовления души к высшей Мудрости». В своём высказывании Елена Петровна делает акцент на Разуме, как основе для дальнейшего развития интуиции. Разум – это есть как раз то, что приводит нас на путь раскрытия различения, то, что проводит нас срединным путём Будды между парами противоположностей, то, что приводит к контролю души над личностью и развитию истинной интуиции, являющейся проводником божественного Плана. Интуиция характеризует природу души и действует через ум, сердечный и головной центры. Из этих трёх главных точек душа начинает управлять личностью. Попытка пробудить интуицию требует направленной оккультной медитации (не медитации устремления). Она требует подготовленного интеллекта для ясного различения границы между интуитивным осознанием и формами высшего психизма. Он требует постоянной дисциплины ума, чтобы он мог устойчиво удерживаться в свете и развития правильной культурной интерпретации для облачения интуитивного познания в правильные мыслеформы. У Тибетца сказано: «Все великие школы медитации (лишенной стадии чувства и эмоций) ведут к достижению одной и той же цели. И в буддизме, и в индуизме, и суфизме, и в христианстве существует одна фундаментальная цель: Единение с Богом; все они говорят о трасцендировании чувств, о фокусировании ума и его высшей точке, о явной неспособности ума за пределами этой точки вести устремлённого к цели, о вхождении в собственное состояние созерцания реальности, о слиянии с Богом, об осознании единства с ним и последующем просветлении». Елена Петровна в «Разоблаченной Изиде» говорит тоже самое: «То, что поддерживает в человеке веру в Бога и в жизнь духа после смерти, есть интуиция; это результат знания нашего внутреннего "Я"». Интуиция – это функция универсального ума и при правильном её использовании, она позволяет ясно улавливать реальность и видеть её свободной от наваждения и иллюзий трёх миров. Когда у человека работает интуиция он способен совершать прямые, правильные действия, поскольку находится в контакте с планом, с чистой и неподдельной реальностью и неискажёнными идеями – свободными от иллюзии и исходящими непосредственно от божественного, или универсального ума. Тибетец пишет, что раскрытие этой способности приведёт к распознаванию Плана во всём мире, что будет высочайшим достижением интуиции в нынешнем мировом цикле. Когда ощущается План приходит осознание единства всех существ, синтеза мировой эволюции и единства божественной цели, на основе которой вполне возможно единение и построение истинного теософского братства, чего хотела от нас великая наставница Елена Петровна Блаватская.

|