Блаватская и Бейли
Только путем изучения различных великих религий и философий человечества, беспристрастного их сравнения непредубежденным умом может человек надеяться достичь Истины. В особенности достигается это поиском и выявлением точек совпадения (Е.П.Б.) Так провозглашена Е.П.Б. одна из целей Теософского Общества.
Мы знаем, что стремление к обособленности, к разделению, когда подчеркивается превосходство и уникальность одного из учений над другими - это главная и характерная черта сектантства.
Давайте подумаем, чем опасно сектантство? Может быть тем, что оно ведет к изоляционизму, но это явление обратное объединению во всеобщее Братство, что противоречит сущности теософии.
Рассмотрев жизнь и творчество двух женщин – Е.П.Блаватской и Алисы А.Бейли, двух величайших индивидуальностей, двух учеников Духовной Иерархии, посвятивших себя полностью служению человечеству, мы увидим общий корень обоих учений, он находится во Вневременной Мудрости.
Мне представляется, что след, оставленный этими женщинами в Теософском Движении, а значит в эволюционном процессе, еще не оценен по достоинству.
Признание их вклада в эволюцию сознания впереди. Через этих великих женщин, непосредственное влияние Духовной силы, исходящей из Иерархии, стало доступным для всех нас. «В конце девятнадцатого века
Учитель Джуал-Кхул, ученик Учителя Кут Хуми, взял на Себя ответственность за передачу учения Вневременной Мудрости в трех новых изложениях. Он взялся за это как представитель всей Духовной Иерархии,которая соединена в единый духовный организм – планетарный Сердечный Центр.
Первое из трех изложений учения Вневременной Мудрости, запланированное Иерархией и доверенное Тибетскому Учителю, было дано миру через Е.П.Блаватскую, между 1875 и 1890 годом- в течение пятнадцати лет. Джуал Кхул назвал его «подготовительной» фазой учения.
Второе изложение (промежуточная стадия) было передано в течение тридцати лет через Алису А.Бейли с 1919 по 1949 год. Тибетец говорит о том, что задача тех, кто принимает и старается творчески использовать учение, должна быть посвящена переоценке святынь человеческого существования, изменению образа жизни человечества, утверждению новой цивилизации на фундаменте старой и реорганизации мирового мышления, мировой политики, а так же перераспределению мировых ресурсов согласно божественной Цели. Тогда и только тогда станет возможным понести Откровение дальше.
Третья и заключительная стадия, (стадия Откровения), будет изложена Джуал Кхулом через подготовленного посвященного. Распространение этого изложения начнется после 1975 года во всемирном масштабе. Как говорит Учитель, «предстоит публикация еще одной серии трактатов, связующих материальное знание человека с наукой посвященных».
Фостер Бейли (муж и духовный соратник Алисы Бейли) пишет:
« В «Трактате о Космическом Огне» Тибетец передал нам то, что согласно пророчеству Елены Петровны Блаватской, он должен был сообщить, а именно, психологический ключ к Космическому Творению.
Е.П.Блаватская утверждала, что в ХХ веке придет ученик, который даст психологический ключ к ее собственной монументальной работе «Тайная Доктрина», в работе над которой Тибетец принимал непосредственное участие.
Алиса А.Бейли работала, полностью сознавая свою задачу и преемственность работы.
В физическом мире жизненные пути этих двух великих женщин никогда не пересекались, но на внутреннем, духовном плане, они были единомышленниками, и учениками Учителей Мудрости.
Значительная часть жизни для каждой, определялась подвижничеством и самоотверженной работой в Теософском Движении.
Загадочный гений нашей великой соотечественницы Е.П.Блаватской (1831-1891),с годами вызывает все больший интерес мыслящих людей всего мира. Ее биографические сведения, большинству из присутствующих здесь, известны.
Вот ключевые эпизоды ее жизни и деятельности: - В ранние годы у нее проявлялись необычные способности и детские видения; - Встреча с Учителями и принятие предложенной ими великой духовной миссии, заключающейся в принесении всему миру новых духовных знаний; - Основание теософского движения и борьба с суевериями; - Создание фундаментальных теософских произведений с помощью Учителей Мудрости. Е.П.Б вспоминала о детстве: « Я жила в поисках неведомого. Я постоянно пребывала в двойном существовании, таинственном и непостижимом даже для себя». Четырнадцатилетним подростком Елена принялась увлеченно изучать все книги по мистицизму и оккультным наукам, какие только могла найти. Ей было необходимо, ни много ни мало, познание самой сути бытия – его устройства и смысла – истинного Пути человека. Она пользовалась в это время неким высоким вниманием и покровительством. Во снах и видениях девочке не раз представал образ высокого индуса в свободном белом одеянии и чалме, который помогал ей в трудные моменты. Наступило время, и Елена поняла, что мудрость надо искать не в книгах, а в живом общении с истинно сведущими Мудрецами. Ее дальнейшая подвижная жизнь, постоянные переезды и духовные поиски, подчинены одной неистребимой страсти: проникнуть в тайны эзотерических братств, орденов и учений. Ей требовалось овладеть светлой Божественной Магией, подчиняющей те низшие силы, которые были доступны ей от природы; подчинить врожденные способности полному самоконтролю своего глубинного Высшего «Я». После нескольких лет, проведенных в обществе Учителей в Тибете, ее жизненные цели изменились. Обретение цельного оккультного Знания завершило формирование ее натуры и требовало теперь реализации всего достигнутого на пользу других ищущих и всего человечества. Постепенно вокруг Блаватской формируется круг единомышленников и возникает решение создать особое общество. Так в Нью-Йорке, в 1875г, с благословения Учителей, возникает знаменитое теперь Теософское Общество. Были сформированы цели Общества, которые сегодня воспринимаются как вполне естественные, но в викторианскую эпоху это было нечто неслыханное:
1.Создание ядра всеобщего братства человеческого, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
2. Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения.
3. Исследование необъясненных законов природы и психических сил, скрытых в человеке. Сегодня теософские общества и ассоциации, придерживающиеся этих целей, существуют более чем в шестидесяти странах мира.
Развитие теософии приняло размах Теософского Движения. Елена Петровна никогда не занимала высшую должность в административном руководстве ТО, оставаясь на посту секретаря-корреспондента. Она никогда не брала деньги за свое учение, в отличие от многих современных Гуру. Она никогда не считала учение «своим». Блаватская первая открыто заговорила на Западе об Учителях Мудрости, об этих более продвинутых представителях рода человеческого, как о естественном следствии Закона Эволюции и Закона Перевоплощения.
В становлении Теософского Общества не все было гладко и гармонично.
В «Инструкции для учеников внутренней группы» Е.П.Б. пишет «Теософское Общество только что вступило в четырнадцатый год своего существования; и если оно достигло огромных результатов на экзотерическом и утилитарном плане, то потерпело полный провал во всех трех вопросах, которые считались наиглавнейшими среди целей, поставленных с момента его образования».
Итак, Теософское Общество позиционировалось как «Всемирное Братство», но на самом деле, « оно скатилось до уровня тех Обществ, претензии коих велики, но чьи имена являются лишь маской, более того, лишь фикцией. Ибо в рядах нашего Общества никогда не царила та солидарность, которая позволяет ему не только отразить все внешние нападки, но также делает возможным предоставление более широкой и осязаемой помощи всем его членам со стороны тех (имеются в виду Учителя), кто всегда готов оказать эту помощь, когда мы готовы ее принять. Мало было тех, кто трудился ради Дела, а не ради себя».
В 1888 году Елена Петровна формирует Эзотерическую Секцию, где можно было бы подготовить ученика для изучения практического оккультизма или раджа-йоги, а затем создает Внутреннюю группу. Желающих вступить в секцию сразу же нашлось около 1000 человек, но столь быстро принятое решение сыграло со многими злую шутку, т.к. человек Запада понятия не имел о восточной дисциплине. А большинство из тех, кто имел интерес к феноменальным явлениям, не были заинтересованы в познании истины и глубоких основ бытия. Не интересовали их и вопросы блага человечества; все что им было надо, это извлечение самой утилитарной пользы для себя или своих родственников. Создавая ЭС, Блаватская надеялась, что: «Только благодаря усилиям избранной группы смелых душ, горстке решительных мужчин и женщин, изголодавшихся по истинному духовному развитию и обретению мудрости души, Теософское Общество в целом может вернуться к своим изначальным принципам…Стало быть, цель Эзотерической Секции – содействовать будущему развитию всего Теософского Общества в истинном направлении, укрепляя братский союз, по крайней мере среди немногих». Вероятно, что благодаря деятельности и контролю Эзотерической Секции, Теософское Общество сохранилось, как экзотерический центр распространения теософии, как учения. Но не будем забывать, в каких тяжелых условиях борьбы и постоянной травли религиозных фанатиков возникло и выживало Теософское Общество, сколько сил и энергии тратила Е.П.Б, отражая нападки и измышления ортодоксально настроенной общественности. Учение Вневременной Мудрости, полученное человечеством через Елену Петровну, вызвало отклик в душах ее современников, произвело революционные изменения в сознании многих людей. Теософское Движение, охватившее Европу и Америку, свидетельствовало о том, что пришло время для его распространения, что человечество готово воспринимать духовное учение. Во многом его популярности способствовало то, что в это время получил широкое распространение спиритуализм. Блаватская считала, что « Необходимо явить великий пример практического альтруизма, благородной жизни тех, кто учится овладевать величайшим знанием лишь для того, чтобы помочь другим, и кто стремиться обрести силы и способности лишь ради того, чтобы поставить их на службу своим собратьям». Создавая общества, ложи, группы, Елена Петровна предваряла работу следующего века, закладывала основу групповой работы, будучи чувствительной по природе к энергиям века Водолея. Эти энергии проявляют в человеке -бескорыстие, потребность в групповой работе, жертвование своим «я» во благо Единого «Я». Но большая часть людей, ее окружавших, в ком пробуждалась Душа, еще принадлежали веку Рыб, для которого характерны- индивидуализм, преданность, эгоизм. Для проявления альтруизма и жертвенности, необходима была трансмутация проводников, а для этого требуется ментальная поляризация, ибо постижение оккультного знания возможно только через использование ума, через расширение сознания.
Итак, количество стремящихся к эзотерическим знаниям значительно возросло в результате деятельности Е.П.Блаватской, но число обученных и способных к работе с Учителями учеников – не соответствовало потребности в них.
Для решения этой задачи Духовной Иерархией была выбрана Алиса Бейли, старший ученик второлучевого Ашрама Кут Хуми. Алисе удалось создать эзотерическую школу в качестве проекта всемирного служения, которая оказалась настолько ценной в служении, что к концу воплощения Алисы, установила собственную связь и линию взаимодействия с Иерархией планеты.
Алиса Анна Бейли (1880-1949) – известная английская писатель и эзотерик, Ученик Духовной Иерархии, которая на протяжении почти тридцати лет участвовала в Иерархическом проекте, получая и транслируя от Тибетца учение Нового Века, века Водолея. Эти книги и идеи послужили основой многих аспектов течения Нью-Эйдж (Новый век). По ее биографическим событиям можно проследить как фанатичный, ортодоксальный христианский работник смог стать известным наставником оккультизма. Теологически мыслящая особа, изучающая Библию, пришла к твердому убеждению, что для того чтобы на Земле могла появиться подлинно универсальная религия, которую ждет мир, учения Востока и Запада должны быть слиты и сплавлены воедино. Важно помнить, что любовь к Богу старше христианства и не признает никаких границ. В своей книге «Неоконченная автобиография», Алиса Бейли пишет, что: « одна из причин, по которой я взялась за эту книгу, я хотела осветить наличие внутреннего управления мировыми делами, ознакомить людей с фактом параллельного существования Тех, Кто отвечает за духовное руководство человечеством, за выведение рода человеческого из тьмы к Свету, от нереального к Реальному и от смерти к Бессмертию. Я хочу, чтобы Ученики Христа, являющиеся Учителями Мудрости, стали реальными для людей, такими же реальными, каковы Они для меня и для многих тысяч людей в мире». «30 июня 1895 года у меня было переживание, которое я никогда не забуду. Мне было пятнадцать лет, я пребывала в муках отроческих горестей. Не было в жизни ничего, кроме печали и тревог. Никто меня не любил, и я знала, что у меня ужасный характер. В предыдущее воскресение я прослушала проповедь, всколыхнувшую все мое устремление. Я читала в гостиной. Дверь открылась, и вошел высокий человек в европейской одежде, но с тюрбаном на голове. Он подошел и сел рядом. Я окаменела при виде тюрбана и не могла произнести ни звука, не то, что спросить, что он здесь делает. Затем он стал говорить. Он сказал мне, что запланирована определенная работа, которую я могла бы выполнить для мира, но для этого от меня потребуется кардинально изменить свой нрав; мне следует прекратить быть такой неприятной молодой особой, надо постараться обрести достаточный самоконтроль. Польза, которую я смогу принести Ему и миру, зависит от того, насколько я справлюсь с собой, и от перемен, которых я сумею добиться. Беседа была очень краткой, я только слушала, Он же говорил довольно настойчиво. Затем Он встал и вышел, помедлив у двери, Он подарил мне взгляд, который я до сих пор помню отчетливо. С годами я заметила, что с интервалами в семь лет, пока мне не исполнилось тридцать пять, имели место признаки наблюдения и интереса со стороны этого человека, и только в 1918 году я открыла кто Он такой. Учитель Кут Хуми является моим Учителем, я работаю для него постоянно с пятнадцатилетнего возраста и являюсь одним из учеников Его Ашрама».
Именно под руководством Кут Хуми Алиса А. Бейли основала эзотерическую школу ( Школу Арканов), которая существует с апреля 1923 года по нынешний день.
Главная задача школы – осуществление тренинга по эзотерическому ученичеству. Программа школы расширяется; шаг за шагом углубляются исследования и интенсифицируется медитативная работа по мере того, как учащиеся проходят с курса на курс. Алиса Бейли вместе с Фостером Бейли являются организатором Международного Движения Доброй Воли, которое было столь успешным, что к началу второй мировой войны, у них были центры в девятнадцати странах мира. Эта работа отражала новые тенденции в мире, влияющие на род человеческий и поднимающие человеческое сознание.
В это время Тибетцем было публично провозглашено существование Новой Группы Мировых Служителей, мировой группы субъективно связанных между собой людей, принадлежащих ко всем расам, нациям, религиям, культурам и социальным слоям. Эти люди не связанные какими-то организационными узами, часто даже не сознающие, что они принадлежат к одной группе. Тем не менее, каждый из них, на своем месте проводит Иерархическое усилие по осуществлению Плана. Эта идея, сообщенная Алисой Бейли, позволяет нам менее высокомерно смотреть на деятельность других людей и организаций, пусть и не связанных официально с теософией, и видеть в них сотрудников Иерархии. Кроме того, Новая группа Мировых Служителей включает в себя всех учеников и посвященных и представляет собой фокус нынешнего усилия Иерархии. Через нее протекает Духовная энергия пяти Иерархических Ашрамов. Она является посредником между человечеством и Иерархией.
В 1915 году Алиса Бейли впервые соприкоснулась с теософским учением. Она посетила лекцию по теософии и приобрела теософскую литературу. Затем она познакомилась с двумя леди весьма преклонных лет, они жили в соседних коттеджах, были неразлучны, всегда спорили и обе являлись личными ученицами Е.П.Блаватской, вместе с ней проходили тренинг, и обучались. Как раз в это время Алиса Бейли познакомилась с ее великой книгой «Тайная доктрина». «Она меня заинтриговала, но привела в полное замешательство. Я не могла уловить ни начала ни конца. Это трудная книга для начинающих, потому, что она плохо составлена и в ней отсутствует последовательность. Е.П.Б. начинает с одной темы, перескакивает на другую, берется за третью, и, в конце концов, через шестьдесят-семьдесят страниц – вы обнаруживаете, что она возвращается к своей первоначальной теме». «Клод Фоллс Райт, бывший личным секретарем Е.П.Б., рассказывал мне, что при написании этой монументальной работы (ибо таковой она является) Е.П.Б. обычно исписывала страницу за страницей, никогда не нумеруя их, а просто бросая их рядом с собой на пол. По окончании рабочего дня г-н Райт и другие помощники собирали листы и пытались привести их хоть в какое-то подобие порядка; он сказал: это чудо, что книга получилась более-менее понятной. Опубликование ее было крупным мировым событием, содержащиеся в ней учения революционизировали человеческое мышление, как бы мало люди этого ни осознавали». «Я считаю затраченные на ее изучение часы самыми ценными часами в своей жизни; вся моя работа в оккультизме стала возможной благодаря заложенным ею фундаменту и знаниям. Я читала эту книгу ночами. Я полюбила эту книгу и в то же время сильно на нее негодовала. Я полагала, что она весьма скверно написана, необстоятельна и бессвязна, но в то же время не могла от нее оторваться». « Многие личные ученики Е.П.Б. мне помогали, ревностно добиваясь от меня понимания того, что значило для человеческого мышления опубликование « Тайной Доктрины». « Меня часто забавляют ортодоксальные теософы, не одобряющие моего изложения теософских истин. Немногие из тех, кто выражает неодобрение, если такие вообще есть, удостоились привилегии учиться неделями и месяцами у личных учеников Е.П.Б. ,и я совершенно уверена, что благодаря этим старым ученикам я лучше, чем ортодоксы, уяснила, что предназначалось передать через «Тайную Доктрину». Меня хорошо учили, и я за это благодарна». « Те из нас, кто действительно изучили «Тайную Доктрину» и достигли некоторого понимания ее внутреннего значения, обладают базовым пониманием истины, которое, по-видимому, не дает никакая другая книга. Ни одна из моих книг не могла бы появиться, если бы я не изучила очень тщательно «Тайную Доктрину».
Перед предисловием в книге «Трактат о Космическом Огне» Алиса Бейли пишет:
«Посвящается с благодарностью ЕЛЕНЕ ПЕТРОВНЕ БЛАВАТСКОЙ, великой ученице, которая зажгла свой факел от учений Востока и в 1975 году принесла Свет в Европу и Америку».
В 1917 году А.А.Б. переезжает в Голливуд, в Кротону, где находилась штаб-квартира Теософского общества. «В 1918 году я впервые открыла, кто именно приходил ко мне в Шотландии, когда я была 15-летней девочкой. В этом году я была допущена в Эзотерическую Секцию (Э.С.) Теософского Общества и посещала собрания. Впервые войдя в Священную комнату, я увидела обычные портреты Христа и Учителей Мудрости. К моему удивлению там висел портрет моего посетителя, который смотрел прямо на меня. Здесь не было ошибки. Это был тот самый человек, который вошел в гостиную моей тетушки, и Он не был Учителем Иисусом. Я была тогда неопытной и, бросившись к одному из старших членов персонала Кротона, спросила имя этого Учителя. Он сказал мне, что это учитель Кут-Хуми, и тогда я совершила одну коренную ошибку, за которую расплачиваюсь до сих пор. Считая, что ему будет приятно, и нисколько не собираясь хвастаться, я наивно воскликнула: «О, тогда Он, должно быть мой Учитель, потому что я беседовала с Ним и всегда была под Его руководством». Эта особа смерила меня взглядом и процедила уничтожающим тоном: «Надо ли понимать так, что вы считаете себя учеником?» Впервые в жизни я столкнулась с духом соперничества в Теософском Обществе. Однако урок был для меня благотворным, я извлекла из него пользу. Научилась держать язык за зубами. Это один из первых уроков, который должен усвоить любой, кто связан с Иерархией».
В 1919 году г-н Бейли был назначен национальным секретарем Теософского Общества, а Алиса А.Бейли –редактором журнала «Вестник» и председателем комитета, управляющего Кротоной. В это время ей были открыты все фазы работы, все политические соображения и принципы, которыми руководствовалось правление. Постепенно она обнаружила, какой поверхностной была гармония в Кротоне. Уже тогда руководство Теософским Обществом в Соединенных Штатах и еще больше в Адьяре (международном центре) было реакционным и придерживалось устаревших взглядов. Алиса Бейли пишет, «мне казалось, что Новый подход к жизни и истине, свобода интерпретаций и безличность, должны были направлять политику и методы Т.О.. Общество было основано для установления всеобщего Братства, а вырождалось в сектантскую группу. Ее интерес был в основании и сохранении лож и увеличении числа членов, но не в доведении до широкой публики истин Вневременной Мудрости». Доказательством является политика недопущения в Э.С. для духовного обучения никого, кто в течение двух лет не продемонстрировал своей лояльности организации. Кроме того, Э.С. требовала от людей прерывать связи с другими группами и организациями и клясться в верности «Внешнему Главе» Э.С. « На мой же взгляд, единственная верность, которая требуется,- это верность служению духовной Иерархии, своим ближним и, прежде всего собственной душе. Ни одна личность не имеет права требовать духовных обетов от других личностей. Единственный обет, который должен давать человек,- это обет, сначала, своей внутренней божественности, Душе, а позднее Учителю, под водительством которого он может более действенно служить своим ближним».
В ноябре 1919 года впервые у А.А.Бейли состоялся контакт с Тибетцем. Он предложил написать несколько книг для широкой публики, на что Бейли ответила категорическим отказом, не желая быть втянутой во что-то вроде низшего психизма. Но голос продолжал говорить, что мудрые люди не выносят поспешных суждений, и что у нее особый дар к высшей телепатии, и что то что ее просят сделать ничего общего не имеет с низшим психизмом. Голос сказал, что дает ей несколько недель на размышление и не принимает ее отказа. Через три недели с ней снова заговорили, и после того как она согласилась попробовать, она получила первые главы книги «Посвящение Человеческое и Солнечное». А.А.Бейли очень ясно подчеркивала, что эта работа не имеет никакой связи с автоматическим письмом. От стремящегося или ученика никогда не требуется быть автоматом. От него не требуют выпустить часть своего оснащения из-под сознательного контроля (когда человек погружается в состояние опасной негативности). Тогда получаемый материал обычно бывает посредственным, не содержащим ничего нового. Нередко появляется опасность одержимости. В выполняемой А.А.Бейли работе не было негативности; напротив, она занимала позицию интенсивного, позитивного внимания, сохраняя полный контроль над всеми чувствами восприятия. Она записывала мысли, которые одна за другой попадали ей в мозг, она не всегда понимала то, что дается, но всегда соглашалась, честно записывала все и только потом обнаруживала, что это имеет смысл и пробуждает интуитивный отклик. Лишь иногда она приглаживала лексику или заменяла какое-нибудь слово более понятным. «После месяца работы с Тибетцем я испугалась окончательно и наотрез отказалась продолжать эту работу. Я сказала Тибетцу, что за моими девочками некому будет приглядывать, если я заболею или свихнусь. Тогда Тибетец посоветовал, чтобы я попыталась вступить в контакт со своим Учителем К.Х. и обсудила этот вопрос с Ним. Подумав с неделю, я решилась вступить в контакт с К.Х. и сделала это, следуя конкретной технике, которой Он обучил меня. Я получила возможность для беседы, и мы все обсудили. Он заверил меня, что мне не грозит никакая опасность, ни физическая, ни ментальная, и что у меня есть возможность сделать действительно ценную часть работы. Он сказал, что Он сам предложил, чтобы я помогала Тибетцу, что Он не переводит меня в Ашрам (или духовную группу) Тибетца, а хочет, чтобы я по-прежнему работала в Его Ашраме». « В итоге я согласилась с желанием К.Х. и сказала Тибетцу, что буду работать с ним. Я исключительно Его стенограф и секретарь, а не член Его группы. Он никогда не вмешивался в мою личную работу или тренинг. Весной 1920 года я вступила в очень счастливую пору сотрудничества с Тибетцем, одновременно работая, как старший ученик в Ашраме свего Учителя». «В результате 27-летней работы с Тибетцем, я могу вступать в телепатическую связь с Ним без малейшего труда. Я могу сохранять и сохраняю собственную ментальную целостность и всегда могу спорить с Ним, если мне иногда кажется, что как житель Запада, я могу лучше видеть под каким углом зрения лучше изложить материал. Если же Он не меняет своей формулировки и точки зрения, я никак не изменяю того, что Он сказал. В конце концов, это Его книги, а не мои и ответственность за них несет Он. Я публикую точно то, что сказал Тибетец. Учителя, ответственные за выдачу новых истин, которые нужны человечеству, считают важными книги, написанные Тибетцем. Новое учение было дано в русле духовного тренинга и подготовки стремящегося к ученичеству». «Ученики всех Учителей разбросаны по всему миру, работая по многим различным направлениям, чтобы вести человечество к свету и материализовать царство Божье на Земле.
Потеря престижа Теософским Обществом обусловлены его позицией, заключающейся в том, что оно считает себя единственным каналом, имеющим право быть. Оно отказывается признавать другие группы и организации такими же важными частями Теософского Движения ( не Теософского Общества). Теософское Движение выражает себя не только через различные оккультные и эзотерические образования, но и через профсоюзы; оно выражает себя в виде планов мирового объединения и послевоенной реабилитации, посредством нового видения в политической сфере и благодаря признанию нужд человечества повсюду. Любая работа становится духовной, если верен мотив». «Пусть здесь не будет недоразумения, - движение, основанное Е.П.Блаватской, было составной частью Иерархического плана. На протяжении веков всегда существовали теософские общества, но Е.П.Б. вывела его на свет и придала ему известность, что позволило общественности повсеместно откликаться на это очень древнее учение». «Летом 1920 года, в Чикаго состоялся Теософский съезд. Со всех уголков США собрались вместе мужчины и женщины, которые, как предполагалось, занимались обучением принципам братства и их распространением. Однако ненависть и озлобление, личностная враждебность и политические манипуляции были столь ярыми и шокирующими, что я поклялась больше никогда в жизни не присутствовать на теософских съездах. Теософское Общество управлялось исключительно на личностных началах, в нем делался упор на личностном статусе, личностной преданности, личностной симпатии и антипатии, и навязывались личностные решения массе личностных последователей. Надо сказать, что домыслы о статусе и положении являются проклятием Теософского Общества. Личностный статус в Т.О. не может быть обязательным следствием высокого духовного развития. Часто в оккультной группе может оказаться начинающий, который опережает в своем развитии на Пути Ученичества своего руководителя. А пример с Е.П.Б., которая никогда не занимала в руководстве Т.О. руководящих должностей. Итак, тех, кто стоял за братство и демократию, было безнадежно мало. Так закончилась искренняя попытка Фостера и Алисы Бейли, послужить Теософскому Обществу, их уволили с должностей. Шла борьба между снобистской, высокомерной группой людей, которые считали себя мудрее и духовнее остальных членов, и теми, кто любил своих собратьев, кто верил в прогресс и универсальность истины. Это не была борьба доктрин; это была борьба принципов (материалистических и духовных).
Объединенная Ложа Теософов – наиболее сектантская организация. Она представляет фундаменталистскую позицию в Т.О. вместе с одной-двумя другими теософскими группами, которые выражают ортодоксально – теологическую точку зрения. Они считают, что последнее слово было сказано Е.П.Блаватской, что добавить больше нечего и что тот, кто не принимает их интерпретации того, что говорила и имела в виду Е.П.Б., не может быть хорошим теософом. «Серьезная помеха в работе большинства эзотерических школ – чувство обособленности и нетерпимости к другим школам и методам. Исключительно боязнь других лидеров и желание видеть свою группу самой многочисленной, подталкивает к тому. Эзотерическая группа – поле служения ученика, а не поле выражения учителя ».
Тем временем, в 1921 году, А.А.Бейли начала вести класс по изучению «Тайной Доктрины». Регулярно приходили люди из различных теософских обществ и оккультных групп. Г-н Ричард Пратер, старый коллега У.К.Джаджа и ученик Е.П.Блаватской, пришел однажды на занятия, а через неделю привел с собой весь свой класс по изучению «Тайной Доктрины».
Между тем Объединенная Ложа Теософов утверждала, что истинная теософская преемственность идет от Е.П.Б., через У.К.Джаджа. «Надо сказать, что всей теософии, которую я знаю, меня научили личные друзья и ученики Е.П.Б., и г-н Пратер это признал. Позднее он вручил мне полученные от Е.П.Б. инструкции для эзотерической секции. После того, как г-н Пратер умер- много лет назад- его теософская библиотека перешла в наши руки, включая все старые номера «Люцифера» и все старые издания теософского журнала, плюс прочие эзотерические бумаги, которые он получил от Е.П.Б. Среди бумаг, которые он мне дал была одна, в которой Е.П.Б. выражала свое пожелание, чтобы Эзотерическая Секция называлась «Школой Арканов». Оно так и не было исполнено, и я решила, что пожелание старой леди следует исполнить, - ему-то наша школа и обязана своим названием. Знакомство с г-ном Пратером я считаю большой честью и удачей. Другая давняя ученица г-жи Блаватской и полковника Олькота, мисс Сара Джейкобс, дала мне фотопластинки портретов Учителей, полученные ею от полковника Олькота, так что у меня есть отчетливое ощущение, что личные ученики и друзья Е.П.Блаватской одобрили то, за что я взялась. Я пользовалась их поддержкой, пока они не ушли в другой мир, поскольку они были старыми людьми, когда я с ними познакомилась». «Позиция тогдашних теософских лидеров всегда меня удивляла. Они никогда не одобряли того, что я преподавала, хотя это учение поддержано непосредственно учениками, которых обучала лично Е.П.Б., и имеет больше шансов быть правильным, чем то, что исходит от людей, не знавших ее. Я упоминаю об этом потому, что в интересах работы хотела бы, чтобы ее ИСТОКИ были признаны». Итак, в апреле 1923 года мы организовали Школу Арканов. С тех пор через школу прошло огромное количество людей, работа Школы Арканов известна и признана почти во всех странах мира. Я считаю, что сегодня в мире есть место сотням истинных эзотерических школ и что все они должны быть способны работать в сотрудничестве между собой, дополняя друг друга и помогая друг другу. Отмечая достоинства Э.С., Алиса Бейли говорила, что это лучшая школа для испытуемых в мире, т.к. она питает огни устремления и воспитывает у своих членов преданность; мы же предоставляем школу для тренинга тех, кто хочет стать «принятым учеником». То есть тех, кто находится на последних стадиях пути испытания, и что у нас делается упор на безличности и ментальном развитии». Безличность – это значит отсутствует поклонение как перед Алисой Бейли, так и перед руководством школой в настоящее время. Основную работу ведут секретари школы, анализирующие отчеты, присылаемые учениками и дающие следующие задания.
Школа Арканов по своей сути является не сектантской, не политической, а глубоко интернациональной. Ее ключевая нота – СЛУЖЕНИЕ. Учащиеся ориентируются на жизнь служения, как на путь приближения к Иерархии. Вместо пути эгоистической духовной культуры, не находящей своего выражения на практике. Ее члены могут принадлежать к любой религиозной конфессии, к любой политической партии при условии, что помнят: все пути ведут к Богу, если всем их мышлением руководит стремление работать на благо всего человечества. Школа заинтересована в том, чтобы обучающиеся в ней ученики, имели возможность приложить свои усилия по служению в самых разнообразных сферах деятельности. Здесь учат, что души людей едины, и прививают научное понимание того, что существование Духовной Иерархии нашей планеты – это не доктрина, а реальное и проявленное царство природы. От учащихся ША не требуется клятв в верности или личных обетов преданности какому-то индивидууму. Однако они учатся слушаться указаний собственной души, оккультному послушанию. Фостер Бейли в предисловии к книге «Неоконченая биография», говорит:«Мы знаем, что тот, кого мы привыкли называть Тибетцем, на самом деле один из Учителей Мудрости, которого некоторые из его близких сотрудников знают как Учителя Джуал Кхула. Именно на Д.К. – отчасти потому, что он специализировался на оккультной философии и космических законах – была возложена задача, обнародовать связующее учение. Джуал-Кхул работал с великим учеником, известным нам как Е.П.Блаватская. Ее работы, особенно «Тайная Доктрина», стали результатом отважного труда первопроходца. Была прорвана косность того времени. И все эволюционные достижения нашего времени были бы невозможны без того самоотверженного труда. Пришла пора для выдачи следующего, расширенного учения. Джуал-Кхул был ближе всех к К.Х., чьим учеником он был долгое время. Он искал и нашел необходимого сотрудника в ашраме К.Х. То, что Иерархия может сделать для человечества, зависит от того, как мы отзываемся на духовные стимулы в час кризиса». Стало быть, и сама работа и учение Джуал Кхула являются Иерархическими по своему происхождению и по масштабу. «Предельно ясно, что План Бога в отношении человека состоит в том, что Человечество должно осуществить свое назначение в свете собственной души и благодаря могуществу своего интеллекта, углубляющейся осведомленности и преданности исполнению своего божественного предназначения».А.А.Б.
«Кредо теософии – верность Истине, а ее ритуал – чтить каждую истину ее применением. Применением в практической жизни. Мы должны стремиться сделать теософию живым фактором нашей жизни», говорила Е.П.Б.
Теперь нам понятно как тесно связаны судьбы двух, таких разных женщин, посвятивших свои жизни служению Иерархии, а, в конечном счете, служению человечеству.
Но эта связь прослеживается не только в их судьбах, но и в тех учениях, проводниками которых они являлись.
продолжение во второй части...
|